Балетный репертуар Государственного академического Большого театра обогатился еще одним ярким спектаклем. Речь идет о совместной творческой сценической работе российского балетмейстера Татьяны Багановой и шведского хореографа Матса Эка, успешно сотрудничающих с труппой ГАБТа. Вниманию театральной публики представлены две одноактные постановки: «Квартира» (оригинальная работа Эка) и «Весна Священная» (работа Багановой по мотивам одноименного музыкального произведения Игоря Стравинского). Объединенная премьера этой компилированной постановки прошла в Большом театре 28 марта 2013 года. Для творческого детища Татьяны Багановой это был еще и день мировой премьеры.

vesna_svyashennaya

Одноактный балет «Весна священная» — это отнюдь не первая попытка опытного хореографа Татьяны Багановой осмыслить творческое наследие великого Стравинского на современной балетной сцене. В 2000 года работа Багановой, поставившей «Свадебку» Стравинского на сцене екатеринбургского театра «Провинциальные танцы», произвела самый настоящий фурор как среди профессионалов в этой области классического искусства, так и зрителей. В результате «Свадебка» была удостоена главной российской театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа балетмейстера-хореографа». За эти годы спектакль Багановой превратился в настоящую легенду современного театрального искусства, неоднократно демонстрировался в ходе многочисленных гастролей как российским, так и зарубежным театралам. А потому от «Весны священной» в авторском видении этого же балетмейстера и публика, и строгие критики ждали очень многого.

К счастью, их надежды оправдались целиком и полностью. Баганова очень деликатно, но вместе с тем весьма уверенно подошла к переосмыслению музыки Стравинского, сделав так, чтобы ее работа сохранила эмоционально-насыщенный дух первоисточника и была оригинальной, не напоминая ничем одноименный спектакль Пины Бауш. Баганова сохранила целостность композиции, привнеся в балет самобытную идею: персонажи ее постановки ждут не только смены времен года, но и возможность утолить жажду. Эмоции человека, желающего пить, но не получающего такой возможности, держат зрителя в напряжении на протяжении всего спектакля, помогая ему узнать метафорический смысл понятия «жажда».

В смелом творческом эксперименте Татьяны Багановой принимают участие как артисты труппы Большого театра, так и ее собственные актеры из екатеринбургского коллектива «Провинциальные танцы».

kvartira

Шведский хореограф Матс Эк успешно демонстрировал ранее свою постановку «Квартира» на сцене Парижской национальной оперы, работал с труппами большого Канадского балета, Баварского государственного балета, Шведского королевского балета, исполнявшими этот же спектакль. Билеты на «Квартиру» пользовались большим успехом у театралов Канады, США, стран Западной Европы. В Большом театре работа Эка демонстрируется впервые.

Сюжетная линия этой постановки соединяет между собой события из жизни современных обитателей мегаполиса, которые лишь в замкнутом пространстве личных апартаментов получают возможность быть собой, выражать прилюдно собственные чувства. Герои «Квартиры» ссорятся, испытывают одиночество и счастье, любят, страдают в разлуке, пытаются постигнуть смысл жизни и понять душу живущего рядом с ними партнера. В постановке Эка лирика мешается с сатирой, высокие чувства — с позитивным настроем. Так, одной из самых запоминающихся сцен этой постановки по общепризнанному мнению стал «Марш пылесосов».

Оформление этого спектакля выстроено таким образом, что зрителю не сразу удается понять, что на сцене кроме танцующих актеров и предметов меблировки, призванных изображать убранство современного дома, находятся и музыканты, принимающие самое непосредственное участие в действии спектакля.

Ведущие партии в спектакле «Квартира» исполняют: Диана Вишнева (Мариинский театр, Санкт-Петербург) и артисты ГАБТа — Мария Александрова, Марианна Рыжкина, Кристина Кретова, Семен Чудин, Андрей Меркурьев, Денис Савин.